
В 2020 году на региональном конкурсе Единой России «Лучший школьный музей Памяти Великой Отечественной войны» Межшкольный музей юнг занял 2-ое место и получил благодарственное письмо губернатора Приморского края Олега Кожемяко, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Председатель клуба «Юный краевед» Приморского отделения Русского географического общества-Общества изучения Амурского края Алла Новик рассказывает на страницах еженедельника «Аргументы неделi. Приморье» об истории поискового движения школьников в крае:
- В 2021 году исполняется 40 лет с начала в Приморье поискового движения по розыску юнг и подростков-моряков времён Великой Отечественной войны. Краевая молодёжная газета «Тихоокеанский комсомолец» в 1981 году напечатала моё обращение «Отзовитесь, юнги!». Поводом для его публикации послужил приказ Наркома морского флота СССР П. Ширшова от 16 октября 1942 года № 300 «О введении института воспитанников юнг на судах морского флота», который я нашла в фондах Государственного архива Приморского края. На моё обращение через газету откликнулись пионеры 5 «В» класса 51-ой школы Владивостока. Ребята организовали поиск, его старт оказался успешным в том числе и благодаря помощи ветерана Дальневосточного морского пароходства Г.А. Руднева. Он в годы войны был начальником радиостанции легендарного парохода «Ванцетти», того самого, моряки которого вышли победителями из поединка с врагом и потопили немецкую подводную лодку. Руднев написал книгу «Огненные рейсы», в которой рассказал о героизме моряков ДВМП. Он подсказал, что в архивах капитана порта Владивосток хранятся судовые роли судов со списками членов экипажа, уходивших в рейс. Поисковая группа пятиклашек выписала из них фамилии юнг и моряков ДВМП в возрасте до 16 лет. В итоговом сводном списке оказалось около тысячи человек. В краевом адресном столе нам помогли разыскать адреса почти половины из них. И уже в 1983 году состоялся первый слёт «Юнг огненных рейсов». Это событие широко отметили в прессе, газеты опубликовали статьи о ветеранах и разыскавших их юных следопытах. В том же году один из участников поискового движения Юра Петров стал делегатом Всесоюзного слёта в Артеке, где получил диплом за первое место. А в 1985 году на экраны страны вышел Всесоюзный киножурнал «Пионерия №3» с сюжетом о нас «Корабли уходят в море» (режиссёр Т. Юрина).
С тех пор и осталось на слуху выражение «юнги огненных рейсов». К сожалению, журналисты со временем в своих публикациях «потеряли» детей-следопытов и не замечают, как поиск вырос. А между тем, сегодня мы имеем документальные сведения о всей системе подготовки юных моряков в годы Великой Отечественной войны в Приморском крае. После первого слёта юнг поиск разворачивается по всем флотам: военно-морскому, торговому, рыбопромысловому, в дальнейшем появились поисковые отряды о довузовской подготовке и обучении подростков в системе профобразования. Но до сих пор в СМИ и специалисты с методистами образования всех найденных причисляют то к юнгам-тихоокеанцам (ВМФ), то к участникам «огненных рейсов» (литературный термин, относится к Дальневосточному морскому пароходству).
Ещё о событиях 1983 года. По итогам первого слёта юных моряков был создан Совет юнг, в который вошли и ветераны, и педагоги. Первым председателем стал И. А. Сокур, юнга парохода «Полина Осипенко». За два года было сделано немало. Провели анкетирование, включив в анкеты и такие вопросы: «В какой школе вы учились, около какой школы живёте?». Списки раздали по школам, собирали воспоминания, была крепкая связь с Всесоюзным пионерским лагерем «Океан». Встречи. Праздники. В 1984 году во Дворце пионеров и школьников состоялся городской пионерский слёт, посвящённый присвоению имён погибших юнг катерам портофлота, Мы работали вместе с Советом юнг.
Перестройка нас коснулась рано. С избранием в 1985 году председателем Совета юнг Л. Н. Андреева, юнги парохода «Жан Жорес», пути ветеранской организации и поисковых отрядов разошлись. Первый шторм мы выдержали. В 1986 году произошла реорганизация Совета ветеранов СССР, в Приморье создали Совет ветеранов ДВМП, в нём появилась секция юнг, руководил её работой И. В. Коваль. Он и И.А. Сокур помогали поисковикам. Залы Дворца моряков ДВМП и Дворца пионеров едва вмещали ребят, когда на праздники собирались поисковые классы Межшкольного музея юнг. Именно наши друзья из секции юнг Совета ветеранов ДВМП помогли с получением помещения для создаваемого Межшкольного музея юнг. Произошло это так. В феврале 1988 года в детском клубе «Чайка» ДВМП на заседании Совета объединённого поискового отряда приняли решение о создании Межшкольного музея юнг. По ходатайству ГорОНО, при поддержке Владивостокского горкома ВЛКСМ, ДВМП выделило нам квартиру на улице Нахимова, 4.
Второй шторм оказался сильнее. Наступили «лихие девяностые». В 1991 директора школ, имеющих поисковые отряды, подписали обращение о сохранении условий для работы, однако деятельность поисковых отрядов свернули. Но разве можно остановить увлечённых детей-краеведов. В 1992 году во Всероссийском детском центре «Океан» редакция издания Межшкольного музея юнг «Штурвал» на фестивале детской прессы вошла в число учредителей Всероссийской Лиги юных журналистов, а ещё по нашей инициативе делегация Приморского края поддержала наше предложение создать краевую детско-юношескую газету «Прибой». Которая в итоге стала преемником поиска юнг.
Век XXI
В 2001 году по предложению Краевой детско-юношеской газеты «Прибой» в Обществе изучения Амурского края был восстановлен клуб «Юный краевед», созданный в ещё двадцатых годах В.К. Арсеньевым.
На Дальневосточной выставке-ярмарке «Печатный двор»-2020 я приобрела монографию Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН «История Дальнего Востока России (Дальний Восток СССР: 1951-1945)». Ознакомившись с шестой главой, обнаружила, что наши сведения о морском образовании для подростков Приморья в военные годы оказались более полным. Тут немалая заслуга юных следопытов 21 века.
В 2007 году клуб «Юный краевед» провёл научно-практическую конференцию «Юнги Приморья в годы Великой Отечественной войны». По её итогам выпустили одноименный сборник тиражом 500 экземпляров, в котором отражён поиск юнг по всем трём флотам. В 2017 году организовали при поддержке губернатора Приморского края В.В. Миклушевского Круглый стол по теме «История и практика морского образования в Приморье и в России». Ещё более глубоко эта тема зазвучит на очередном, уже третьем Дне писателя-мариниста, который перенесли на 2021 год из-за карантина. Около двух десятков школ намерены принять в нём участие. Собраны книги, рассказывающие о традиции России «моряк воспитывается с детства».
День писателя-мариниста – тоже инициатива клуба «Юный краевед». Наверное, самое ценное в работе клуба – это акция «Имя героя – классу!», стартовавшая 19 мая 2016 года. Участие в ней приняли школы, где учились погибшие юнги, и школы, в которых ученики заняты поисковой работой. Совместно с ВДЦ «Океан» и администрацией Владивостока создана галерея «Юные герои Приморья и Дальнего Востока» (информацию о памятной акции можно найти на сайте правительства Приморского края).
Встаёт вопрос, насколько оправдана информация, сообщённая в публикации газеты «Аргументы недели. Приморье» в номере от 18 декабря 2020 года («Во Владивостоке появился ещё один памятник юнгам»): «Большинство данных, которыми мы сейчас располагаем, всё, что мы можем узнать о мальчишках, связавших себя с морем, всё это добыто и раскопано поисковыми отрядами. Но сегодня их практически нет».
Что я могу ответить на это? И «да», и «нет». После ликвидации первых поисковых отрядов многое проделано другими ребятами и школами. Собрано большое количество архивных документов, фактов. Работа юных краеведов отмечена наградами на конкурсах всех уровней. Но, увы, поисковых отрядов нет в отчётах чиновников, хотя немало сделано и с помощью администрации Владивостока.
Нет нас и на ежегодном мероприятии «День юного антифашиста», проводимого музеем Дворца детского творчества (но это уже тема для другой статьи, как ухитряются чиновники манипулировать в отчётах о работе детей). Дело в том, что в СМИ, в изданиях, в музее Дворца детского творчества, до сих пор история юнг даётся по версии Л.Н. Андреева. Пример, публикация Игоря Баклана 1.09.2008: «Я очень хотел поступить юнгой на какой-нибудь корабль. Вышел Приказ №110 адмирала Кузнецова… Я написал заявление, мама отнесла его в отдел кадров. Меня приняли на «Трансбалт». Там был всероссийский институт юнг. Я прошёл там полный курс обучения от юнги до кочегара». Несколько строк и сколько искажений исторической правды. По документам архива ДВМП Льва Андреева списала с судна сама А.И. Щетинина «за дисциплинарные нарушения за границей». Из Америки домой он вернулся пассажиром. А в музее Дворца детского творчества на полном серьёзе подобное рассказывают официально. И не переубедишь методистов Дворца и специалистов чиновников, что неграмотно прочитано понятие «институт» (смотрите в словарях все варианты этого термина). Так и написали под фотографией на стенде музея Дворца, посвящённого 100-летию дополнительного образования, «На Трансбалте был создан институт юнг». Для чего Андреев всегда начинает с приказа Кузнецова? Чтобы причислить себя к Военно-морскому флоту. «Лев Андреев одна из живых легенд Владивостока. Только благодаря ему страна помнит юнг Великой Отечественной войны… Лев Андреев основатель юнговского движения в стране», – так отзывается о нём П.Баклан. Но в Межшкольном музее юнг есть письма из Москвы от Совета ветеранов Соловецкой школы юнг, Правительства Архангельска, где базировалась эта школа, о том, что Л.Н. Андреев – самозванец. Печати и удостоверения Л.Н. Андреева, вроде как подтверждающие его претензии на всероссийское первенство, они уничтожены отделом полиции №4 Владивостока, согласно составленного протокола. В книге Б. Максяткина «Юнги огненных рейсов о ленд-лизе», выпущенной в серии «Народная книга» В. Тыцких, печатями и подписями Л.Н. Андреева скреплены «исторические данные». От этой книги и пошло гулять «создан институт юнг» и другие «исторические находки».
О памятниках юнгам
А памятников юнгам у нас во Владивостоке нет. Во Всероссийском детском центре «Океан» поставлен памятник юнге, как символ подростка – романтика моря. В сквере на Посьетской улице Владивостока установлен памятный знак юнгам флота российского в честь 300-летия флота. Кстати, установить его предложил И.А. Сокур. Возле Дворца детского творчества – закладной камень, с обещанием поставить памятник юнгам «Огненных рейсов». Установлен он в 1985 году во время проведения 2-ого слёта юнг (председатель Совета юнг Л.Н. Андреев). За присвоение денег при установке закладного камня Л.Н. Андреев попал под следствие, был амнистирован, хотя в боевых действиях не участвовал. Много лет Л.Н. Андреев собирал деньги на памятник юнгам, одновременно строил дом на мысе Песчаном. Обо всём этом читайте в очерке Тамары Калиберовой «Адмирал юнг — на вахте. Лев Андреев в 80 лет пишет книгу и строит дом» (2008).
А вот ещё Детско-юношеское печатное издание «Мы вместе» (№1(25), март 2015) Центра детского творчества города Владивостока (ныне Дворец детского творчества). Юнкор Лидия Никитченко рассказывает о работе поисково-исследовательского отряда, созданного на базе музея Дворца. В юбилейный год им удалось найти 5 бывших юнг ДВМП. «Очень интересным собеседником оказался Андреев Лев Николаевич», – пишет юнкор. В газете фотография – Лев Николаевич в своей квартире у портрета. Он сам в форме матроса ВМФ и на нём наград: от плеча до плеча, и вниз до самой бляхи ремня.
Ну, что сказать? Пока бюджетные методисты Дворца и специалисты образования будут безоглядно преклоняться перед Л.Н. Андреевым, забыв об элементарных нормах сбора музейного фонда и проверки исторических данных, работа многолетнего поиска, проведённого нами, в отчёты не попадёт.
Алла НОВИК,
председатель клуба «Юный краевед» Приморского отделения Русского географического общества-Общества изучения Амурского края