Недавно в Хабаровск из многодневной комплексной экспедиции возвратились учёные Института водных и биологических проблем Дальневосточного отделения Российской Академии наук (ИВЭП ДВО РАН). О состоянии и динамике водного режима морских берегов и рек, изучавшихся в экспедиции, газете «Тихоокеанская звезда» рассказал заместитель директора академического НИИ доктор географических наук Алексей Николаевич Махинов, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Оказывается, территория континентального побережья Амурского лимана от мыса Лазарева до мыса Меньшикова труднодоступна, а реки, впадающие в Татарский пролив, как в гидрологическом, так и в геоморфологическом отношении изучены слабо. Несмотря на то, что природа здесь не очень разнообразна, как в более северных или южных районах Хабаровского края, она по-своему интересна для географической науки. Главное, в последние несколько десятков лет научные экспедиции сюда попадали нечасто. И это несмотря на «южное» вроде бы положение этой территории!
А что вы думаете: площадь Дальнего Востока огромна, а НИИ, изучающих природу, здесь можно по пальцам перечесть… Вон в Венгрии одно небольшое по площади озеро – Балатон – изучают семь институтов! А у нас?..
Исследования, которым занималась экспедиция, проводились не только на суше, но и непосредственно на акватории Амурского лимана. Что означает слово «лиман»? Затопленное устье реки. А у Амура он — почти настоящее море, никак не похожий на классические лиманы Причерноморья.
По сути то, что мы называем лиманом, является проливом между Охотским и Японским морями. Его некоторая изолированность обусловлена как бы блокированием устья Амура Сахалином. И хотя с научной точки зрения название «лиман» не совсем верное, оно укоренилось исторически.
- Целью нашей работы стала комплексная эколого-географическая оценка территории с точки зрения условий обитания птиц, живущих на побережье: мы изучали места их остановок при миграциях, распространение гнёзд, оценивали растительность, потому что от этого многое зависит, – рассказывает Алексей Николаевич. – Да, большая территория, и охватить её сложно, тем более что передвигаться нам пришлось на старых резиновых лодках с японскими (надёжными, правда, но тоже «немолодыми») моторами. Зато специальное оборудование в институте, надо сказать, сегодня имеется неплохое, мы использовали даже квадрокоптеры, которые сейчас стали широко применяться в географических исследованиях.
И ещё исследователям очень помогли местные жители. Они были проводниками – без их помощи такую большую работу учёные не смогли бы сделать так быстро, уверен Махинов. Местные жители отлично знают территорию, взять лиман.
Амурский лиман вообще-то мелководный, порой можно даже пешком ходить по этому «морю» воды. Вроде находишься далеко от берега, а идёшь по твёрдому песчаному дну… Но это только если знаешь фарватер, время приливов и отливов, что отлично известно местным. Только тогда можно войти в устья рек.
- Основное разнообразие условий для обитания птиц континентальной части Амурского лимана сосредоточено в устьях рек, – продолжает Махинов. – Мы посетили устья рек Чомэ, Мы, Уаркэ в южной части, Корюшка, Ныгай, Чёрная в северной части лимана. Оценили разнообразие мест обитания птиц в их долинах и на прилегающих равнинах. Оказалось, что там различные типы лугов – осоковые, вейнико-осоковые, кустарничковые, классические мари…
Ну, а поскольку эти реки не изучены, учёные измеряли расходы воды. Выяснили, что на устье рек влияет и ограниченное воздействие морских волн – с помощью квадрокоптера члены экспедиции фотографировали дельты рек и выявляли основные процессы их формирования.
Сегодня вся полученная информация обрабатывается. Следующий этап – написание отчёта, на основании которого будут опубликованы научные статьи со вновь выявленными данными.
Параллельно будут подготовлены и научно-популярные статьи в различные журналы (например, информация в журнал «Природа», который издаётся российской Академией наук) для того, чтобы широкая научная общественность страны, интересующаяся Дальним Востоком и взаимодействием рек с морями, смогла получить новую полезную информацию.
В общем, в экспедиции шла самая привычная и серьёзная работа. А что необычного удалось увидеть учёным? Они отметили, что их не оставляло чувство дежа вю. Ведь ещё не так давно эти территории были хорошо обжиты, а люди, собравшиеся в экспедиции, прекрасно помнят недавнюю бурную жизнь, кипящую в любом самом малом дальневосточном селе.
Сегодня брошенных посёлков на побережье – масса. Например, посёлок Зелёная роща в устье реки Мы нежилой, как и Уаркэ, Сабах, Начбах… А на что сегодня похож Озерпах? Был рыбколхоз, большой рыбокомбинат, в селе школа, больница, клуб… Сейчас функционирует только рыбозавод, и то достаточно скромно.
Хотя если в Озерпахе и на Пуире в связи с ловом рыбы жизнь всё-таки имеется, то во многих других местах положение ещё хуже. Неважно смотрится сегодня посёлок Лазарев: полупустые школа и детский сад (а строения-то сами по себе отличные!), жилые дома, в том числе многоэтажные здания стоят с выбитыми стёклами, заброшен порт. И всё потому, что население за последние годы там уменьшилось более чем в два раза! Нет работы. Жители Лазарева надеются, что работу даст им строительство моста на Сахалин. Вот только когда?..
Сегодня население из сёл практически уходит. Остались те, кто не в силах выехать поближе к цивилизации, остались отдельные патриоты Дальнего Востока, для кого север всегда был единственной любовью всей жизни. Да ещё редкие рыбаки-охотники, приезжающие на промысел в старые места…
- Зато сегодня здесь господствуют коренные жители удалённых мест – медведи. С вечера сварили два ведра компота и поставили в ручей охлаждаться, чтобы наутро взять с собой в маршрут (на море откуда питьевая вода?). А ночью до компота добрался медведь, выпил, разлил, ягоды съел и безо всякого «спасибо» удалился… – вспоминает Махинов.
Что ещё интересного было в экспедиции? В Амурском лимане есть несколько островов, природа которых почти неизвестна науке, так как на них мало кто из учёных побывал. Называются они острова Частые – их восемь, рядом расположен неизученный в природном отношении уникальный архипелаг.
- Мы побывали на всех островах, изучили их состояние, строение, растительность на них, берега, оценили их возможности для обитания птиц. На одном из островов – Малый Чомэ – обнаружили большую колонию цапель. Местные о ней, конечно, знали, а учёные здесь впервые столкнулись с такой редкостью – на этом побережье столь огромной колонии больше нет. А ещё на одном из островов имеется колония чаек, – продолжает Алексей Николаевич.
Что интересно, эти острова не скрываются в прилив или большую воду. Они представляют собой остатки древних вулканов, которые изливали на поверхность жидкую базальтовую лаву несколько миллионов лет назад, уверен профессор Махинов. Недаром острова Частые расположены как бы на одной линии: по этим трещинам поднималась лава, вытекала, потом она застывала и образовывала возвышения.
А поскольку в древние эпохи Сахалин был соединен с континентом (суша была единая), то при подъёме уровня моря вода затопила все понижения, а эти возвышенные плоские вулканы так и остались на поверхности, превратившись в острова…
Кстати, несмотря на то, что острова Частые уходят от берега далеко в лиман, на каждом обитают медведи. Все исхожено медвежьими тропами! Медведи, конечно, плавают хорошо, но на острова они в основном перебираются зимой по льду. Или по осени некоторые отчаянные даже умудряются устраивать там себе берлоги, пользуясь различными древесными остатками, что выбрасывают осенние шторма…
Зимой Амурский лиман замерзает, и на Сахалин можно ходить пешком. Севернее, в Сахалинском заливе, льды зимой дрейфуют, а здесь вот из Пуира на Сахалин – пожалуйста! Всего-то двенадцать километров. Пешком, понятно, мало кто решается: снегоходы на что? Если торосы не помешают.
Так что условия жизни на Нижнем Амуре действительно тяжёлые: зимой высокие снега, постоянные сильнейшие ветра, летом температура 14-15 градусов, в то время как в Хабаровске порой и все плюс 30…
Какие первые выводы сделали в ИВЭП ДВО РАН по завершению экспедиции? Несмотря на то, что обследуемое побережье показалось учёным вначале достаточно скромным и не очень-то разнообразным в природном отношении, оно всё же приоткрыло некоторые свои тайны. И это оставляет надежду на новые открытия на территории, где спокойно и безмятежно существуют свои уникальные миры, изучение которых принесёт новые сведения о природных богатствах Дальнего Востока.
Жаль только, что эти земли остаются сегодня почти безлюдными, привлекающими лишь диких животных.
Наталья ПЛАТОШКИНА
https://toz.su/newspaper/ekologiya/unikalnyy_mir_limana_on_ryadom/