О внешнеполитических шагах Монголии по урегулированию корейской проблемы

На посреднические усилия Монголии по налаживанию отношений Корейской Народно-Демократической Республики с соседними странами обратили внимание эксперты, отмечает заместитель директора Института Дальнего Востока Российской Академии наук профессор Сергей Геннадьевич Лузянин. В ноябре минувшего года в Улан-Баторе прошли северокорейско-японские консультации по проблемам похищенных граждан Японии. Монгольское руководство готово к содействию и возобновлению шестисторонних переговоров по ядерной проблеме КНДР, сообщает «Тихоокеанская Россия».

С.Г. Лузянин: «Консультации, прошедшие в середине ноября в Улан-Баторе, прежде всего интересны тем, что впервые стороны были представлены высокопоставленными дипломатами. Вопрос о японских гражданах, похищенных в 1970-1980-е годы и насильственно удерживаемых в КНДР, Токио поднимает давно. Решение Улан-Батора предоставить площадку для обсуждения этой острейшей проблемы северокорейско-японских отношений можно только приветствовать.

Совсем недавно стало известно, что этой весной в Монголии прошли секретные консультации представителей Токио и Пхеньяна. Видимо, на них и было решено вывести переговоры на более высокий уровень. Не всё в этой сложной ситуации зависит от дипломатического искусства посредника. На последней, уже официально объявленной, встрече в Улан-Баторе стороны договорились продолжить диалог. Однако запуск Пхеньяном баллистической ракеты со спутником вызвало возмущение в Токио. Там предпочли пока воздержаться от дальнейших переговоров.

Монголия, видимо, и дальше будет выступать посредником в многосторонних усилиях по снижению напряженности в Северо-Восточной Азии. Уже после завершения консультаций по проблеме похищенных японцев Улан-Батор посетил председатель Верховного народного собрания КНДР Цой Тхай Пок. На переговорах ведущее место заняли вопросы сотрудничества двух стран в горной промышленности. Монголия также заинтересована в использовании северокорейских портов для диверсификации своего сырьевого экспорта. Улан-Батор предложил КНДР, по-прежнему испытывающей серьёзные проблемы, продовольственную помощь.

Однако на встречах Цой Тхай Пока с монгольским руководством обсуждались не только экономические вопросы и предоставление помощи. В официальных документах по итогам переговоров было сказано, что стороны обсудили вопросы содействия миру и стабильности в регионе.

Это не ритуальные заявления. Уровень доверия между Улан-Батором и Пхеньяном достаточно высок. КНДР ценит позицию монгольского руководства, которое нацелено не на изоляцию Северной Кореи, а на диалог с ней. Большой вопрос – что ответит на инициативу Монголии Китай, который до сих пор выступал хозяином и главным «мотором» шестисторонних переговоров.

Для Китая это если не вызов, то неожиданный ход со стороны Монголии. Вероятно, пока в Китае эту информацию «переваривают» и свою реакцию дадут позднее. Но если в Пекине почувствуют, что шестисторонний формат может состояться на монгольской почве, китайская сторона возражать, возможно, не будет. И если Монголия не станет полноправным участником шестистороннего процесса, она может сыграть позитивную роль в обеспечении возобновления этого процесса, и её региональная роль, несомненно, усилится.

На фоне обострения обстановки в связи с пуском северокорейской ракеты любые попытки вовлечь Пхеньян в диалог полезны. Желание Монголии занимать более активную позицию на переговорах по региональной безопасности также похвально. Это один из реальных шагов к созданию в Северо-Восточной Азии системы коллективной безопасности».

«Голос России»: http://rus.ruvr.ru/2012_12_14/Ulan-Bator-vovlekaet-Phenjan-v-dialog/

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>