Гайот Ильичёва

Наследие by .
Завтра, 25 августа – день памяти академика Виктора Ивановича Ильичёва (1932-1994). Выдающийся учёный, талантливый организатор науки, он создавал во Владивостоке Тихоокеанский океанологический институт, а затем возглавлял его в течение 20 лет, развивал Дальневосточный научный центр, ДВНЦ, который, во многом именно его стараниями, был преобразован и получил статус регионального, наряду с Сибирским и Уральским, отделения Академии наук СССР, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.

В соответствии с постановлением Президиума Российской Академии наук от 23 ноября 1999 года № 303 Тихоокеанскому океанологическому институту ДВО РАН присвоено имя академика В.И. Ильичева.
Постановлением от 5 сентября 2011 года №736 «О присвоении наименования географическому объекту в Тихом океане» расположенной в Тихом океане безымянной подводной горе (гайоту) с координатами 16°54,6′ северной широты и 152°05,2′ восточной долготы и в соответствии с Федеральным законом «О наименованиях географических объектов», на основании представления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии было присвоено имя академика В.И. Ильичёва.
Основные направления научной деятельности В.И. Ильичева были связаны с работами по акустике. Труды учёного посвящены вопросам гидроакустики, биоакустики, акустической и гидродинамической кавитации, кавитационной прочности жидкости, гидрологии моря.
То, что сделал Виктор Иванович Ильичёв, позволяет до сих пор подводным лодкам России быть бесшумным, а значит, и грозным оружием. Благодаря академику Ильичёву сегодня Россия имеет совершенные гидроакустические системы слежения и обнаружения подводных лодок вероятного противника.
В институте, носящем имя В.И. Ильичёва, его коллегами, соратниками и учениками в 1998 году создан мемориальный музей. К 91 годовщине со дня рождения академика заведующая музеем В.И. Ильичева в ТОИ ДВО РАН Юлия Гатилова подготовила интервью с сыном академика Ильичёва – Алексеем Викторовичем Ильичёвым, руководителем Научно-организационного центра Всероссийского музея А. С. Пушкина, доктором филологических наук.

Алексей Викторович Ильичёв во время посещения судоверфи в Большом Камне, на которой строится научно-исследовательское судно «Академик В.И. Ильичёв»
- Алексей Викторович, Виктор Иванович был выдающимся учёным, а какой он был в семье? Какой он был папа?

- Если отвечать на этот вопрос честно, то нужно сказать, что папу в семье мы видели не очень часто. Это и понятно, потому что большую часть времени он проводил на работе. Впрочем, для дома его тоже хватало. Вспоминаются наши походы, когда мы выбирались в горы. Это было в Сухуми. Однажды мы большой группой папиных коллег совершили пеший подъём на один из ледников Кавказа. Это был незабываемый поход! Папе по силам оказалось нести сразу два рюкзака: один впереди, а второй – сзади… Он купался в ледяных горных реках. И мне тогда стало понятно, почему он директор института – никто из его сотрудников ничего подобного сделать не смог. Я, подросток, очень гордился моим отцом. Он занимался со мной математикой, но, к сожалению, не очень удачно – у меня почему-то выработался комплекс математической неполноценности, Зато папа, пусть и неосознанно, но соориентировал меня в гуманитарную сферу.
Ещё я помню кулинарные таланты папы. Раз в году он устраивал настоящий кулинарный праздник: на Восьмое Марта готовил необыкновенно вкусное суфле…

- Если говорить про Виктора Ивановича как про учёного, директора крупного института, руководителя всего Дальневосточного отделения Академии наук, вице-президента РАН, каким он был?

- Когда он был директором Сухумской научной морской станции Акустического института, мне, даже если б захотелось, было невозможно видеть папу за работой – институт был секретным, здесь занимались военными разработками. Я помню только большой праздник, который был устроен у нас дома по случаю защиты докторской диссертации.
А вот когда мы переехали во Владивосток, у меня появилась возможность оценить его как работника. У папы возникло много иностранных командировок, и в эти поездки он брал с собою нашу маму, Музу Васильевну. Она, будучи филологом, срочно бросилась изучать английский язык. Делала большие успехи. Мне было очевидно, что интерес мировой научной общественности к работе руководимого папой Океанологического института был велик.
Иногда я оказывался в приёмной у отца, где встречал руководителей разных структурных подразделений института – отдела геологии, отдела космических исследований, акустики… Это были знакомые мне люди, к папе они шли за научной консультацией. И он решал проблемы всех этих разнообразных отделов.
Кроме того, что папа был образованным человеком, он был ещё и очень обаятельным. Это обаяние, безусловно, способствовало тому, то людям было приятно с ним общаться. Для руководителя такого большого института это очень важное качество.
Коллеги папы говорили о том, что у него была очень развита научная интуиция. Оказывается, что и для естественно-научных и точных наук интуиция не менее важна, чем рационалистическая логика.
Мне кажется, что для научной деятельности отца важным была его способность увлекать других своими идеями. Это помогала ему концентрировать вокруг себя заинтересованных людей, создавать коллектив учёных-единомышленников.

- Мемориальный музей академика Ильичёва в Тихоокеанском океанологическом институте ДВО РАН основала ваша мама – Муза Васильевна, вы принимали в этом участие?
- Да, мама занялась увековечиванием его памяти. Она полагала, что созданный институт должен носить его имя. И приложила немало личных усилий для того, чтобы институт носил имя своего создателя, и организовывала мемориальный музей. Когда всё это было сделано, у Музы Васильевны оставалась одна мечта – чтобы имя Виктора Ивановича носило научно-исследовательское судно.
И эта её идея получила практическое исполнение. Сегодня на судоверфи «Заря» в Большом Камне строится ультрасовременное научно-исследовательское судно «Академик В. И. Ильичёв».
Практически все идеи мамы воплотились в жизнь.
Если говорить о создании музея, то, конечно, я принимал активное участие в выборе тех музейных меморий, которые должны были охарактеризовать разносторонние интересы папы, разнообразные стороны его личности. Мне кажется, что наш институтский музей вполне отвечает этим требованиям.
Вы спрашиваете, что значит для нашей семьи создание такого музея?
Мне кажется, это материальное воплощение духовный семейной традиции. Если попытаться как-то сформулировать некоторые идеи, то можно сказать, что это способность добиваться успехов в достижении поставленных целей; способность жить, не изменяя себе; создавать вокруг себя творческую атмосферу.
Мне кажется, что мы, то есть семья, пытаемся следовать этим ценностям.

- Что вам кажется наиболее важным в образе Виктора Ивановича?

- Это довольно сложный вопрос, потому что требует определить самую важную, самую главную составляющую личности. Мне кажется, это была доброта и благожелательность по отношению к другим. Он мог так общаться с людьми, словно они только и думают о том, чтобы заниматься решением научных проблем, и тем самым активизировать творческую мысль собеседника.

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.