
В день 85-летия Владимира Высоцкого известный дальневосточный писатель и журналист Василий Авченко опубликовал на своей странице в соцсетях исторический очерк о пребывании Высоцкого во Владивостоке, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
Альбатрос и космос (к 85-летию Высоцкого)
В июле 1971 года Высоцкий приехал во Владивосток (город, который он сам «открыл» в песне «Москва – Одесса» ещё четырьмя годами ранее) по приглашению моряков Дальневосточного морского пароходства.
Выступал в Доме культуры моряков (ныне – Пушкинский театр, не путать с новым ДКМ на Эгершельде), на теплоходе «Феликс Дзержинский». Для моряков концерты были «шефскими» — бесплатными, для горожан – платными, но все деньги пошли в Фонд мира. Сохранились снимки с концертов, сделанные фотокором краевой партийной газеты «Красное знамя» Борисом Подалёвым (из зала) и оператором студии «Дальтелефильм» Петром Якимовым (из-за кулис).
Город как раз отмечал 111-летие. А Высоцкий готовился к 33-летию и премьере «Гамлета», был в завязке, даже в дружеском застолье только пел.
В парткоме ДВМП (особняк на 25 Октября — Алеутской, где родился Юл Бриннер, о чём Высоцкий едва ли мог знать) гостю вручили охранную грамоту от имени Нептуна Тихоокеанского, берущего Высоцкого под своё покровительство и нарекающего его Альбатросом.
Во Владивостоке Высоцкий узнал о гибели во время приземления «Союза-11» космонавтов Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева. Из аудиозаписи выступления: «…Я с ними со всеми дружил, их знаю очень, и поэтому… Сегодня я… Первый раз узнал об этом во Владивостоке… Так что видите, как оказывается, не только война уносит жизни и подвиги совершаются не только на фронте… Но, к сожалению, у меня нет ни одной песни о космонавтах, я обязательно напишу…».
После этого Высоцкий исполнил песню «Их восемь — нас двое» о лётчиках-истребителях, попадающих в рай («Архангел нам скажет: в раю будет туго…») и просящих записать их «в какой-нибудь ангельский полк». В ней слышны отголоски как ранней песни Высоцкого «Тот, кто раньше с нею был» («Они стояли молча в ряд, их было восемь»), так и «Баллады о парашютах» Анчарова:
…И сказал Господь:
— Эй, ключари,
Отворите ворота в сад.
Даю команду
От зари до зари
В рай пропускать десант…
Песни о космонавтах Высоцкий не написал, но прямо тогда же, во Владивостоке, начал стихи «Я б тоже согласился на полёт…», посвящённые памяти погибших:
…Корабль «Союз» и станция «Салют»,
И смерть в конце, и реквием — в итоге…
«СССР» — да, так передают
Четыре буквы — смысл их дороги.
Интересно, что в этом наброске, как и в вышеназванных «Их восемь – нас двое» и «Балладе о парашютах», появляется тема попадания на небо, только решённая иначе:
…И если Он живёт на небеси,
И кто-то вдруг поднял у входа полог
Его шатра, — быть может, он взбесил
Всевышнего -
Кто б ни был, космонавт или астролог.
Василий Авченко
25 января 2023