Бывшие пастбища и луга активно зарастают: неожиданные результаты принесла экспедиция учёных в нацпарке «Берингия»

Пеночка-таловка. Фото Павла Ктиторова

Пеночка-таловка. Фото Павла Ктиторова

С конца июня по начало августа в национальном парке «Берингия» работали сотрудники института биологических проблем Севера Дальневосточного отделения РАН орнитологи Ольга Куликова и Павел Ктиторов. Они приехали на Чукотку, чтобы провести «перепись» птиц на охраняемой территории. Маршрут экспедиции охватил Провиденский участок «Берингии»: от окрестностей Провидения до Янракыннота, информирует «Тихоокеанская Россия».

Результаты экспедиции на территории национального парка «Берингия» оказались неожиданными для исследователей, передает пресс-служба учреждения.

«Чукотка – очень интересный регион для исследователей, – рассказывает Павел Ктиторов. – Во-первых, на этой территории пересекаются миграционные пути: здесь встречаются виды птиц, которые летят в трёх разных направлениях.

Во-вторых, в последние годы здесь активно идёт процесс расширения видового состава гнездящихся видов птиц, который связан с климатическими изменениями (а большинство гнездящихся видов в высоких широтах — мигрирующие, зачастую на многие тысячи километров). Многие таёжные, более южные и западные виды продвигаются на север и на восток, где ещё 20-70 лет назад их не встречали.

Кроме того, данные по многим районам Чукотке не обновлялись в научной литературе с 1980-х годов, за это время очень многое изменилось. Изменения происходят буквально на глазах, каждый год эту территорию осваивают новые виды».

На Восточной Чукотке Павел и Ольга впервые, до этого они работали в Чауне, в окрестностях Анадыря и Марково, в Беринговском и Эгвекиноте. Везде учёные наблюдали рост количества нетипичных для тундры видов: «В Марково, где ещё в 70-80 годы была лесотундра, сейчас уже тайга. Бывшие пастбища и луга активно зарастают. Различия с данными прошлых наблюдений оказались огромными. Мы встретили там типичные таёжные виды: сибирскую теньковку, пеночку-зарничку, синехвостку.

Дрозда рябинника мы нашли обычным гнездящимся видом, хотя от границы его ареала до Марково более 1500 км. Такой марш-бросок он совершил за последние 20 лет.

Совершенно обычной на Чукотке стала чечевица, хотя ещё в 70-80 годы граница её ареала проходила в районе Марково, в тундру она не выходила. А сейчас вид расселился в тундру по участкам кустарников, которые растут в долинах рек, и оказался в совершенно нетипичном для себя ландшафте», – продолжает Павел.

Учёные предполагали встретить новые виды и в национальном парке. Расстояние, отделяющее Эгвекинот от Провидения, для мигрирующих птиц совершенно не значительное, а в бухте Пенкигнгей есть обильные заросли кустарников, которые ничем не уступают растительности более южных районов. Однако оказалось, что с 30-х годов орнитофауна воробьиных птиц Восточной Чукотки совершенно не изменилась. По признанию орнитологов, такой результат оказался шокирующим:

«Если бы мы встретили здесь новые виды птиц – это было бы более скучным результатом, чем то, что мы их не встретили. Ведь все условия для них идеально подходят. Почему птицы, которые расселились уже до Эгвекинота, до сих пор сюда не долетели, и где проходит условная граница, до которой они долетают – это загадка».

При этом численность кустарниковых видов, которые встречаются на территории парка, очень высокая. Учёные предполагают, что это объясняется отсутствием конкурентов: «Нишу пеночек занимает только один вид: пеночка-таловка. Зато их такое количество, как под Анадырем трёх видов пеночек вместе взятых».

В планах учёных – вернуться в национальный парк в следующем году, чтобы разгадать загадку мигрирующих птиц:

«У нас есть несколько версий, мы будем обрабатывать данные, изучать спутниковые снимки ландшафтов, и пытаться понять, в чём дело, а в следующем сезоне надеемся приехать сюда снова и продолжить работу».

Подписывайтесь на «Тихоокеанскую Россию» во «ВКонтакте» и Telegram

Похожие записи


Комментарии запрещены.